Обычная версия     Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Росморречфлот
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Министерство транспорта РФ
сегодня
12 августа 2020
26 июня 2020, 13:59

Отряд спасателей Морспасслужбы продолжит устранение последствий техногенной аварии под Норильском до зимы

НОРИЛЬСК.  Отряд из двадцати спасателей ФГБУ «Морспасслужба» продолжит работы в районе ликвидации последствий техногенной аварии под Норильском до 1 октября. Такое совместное решение было принято руководством компаний «Норникель», «Норильско-Таймырской энергетической компании» и Морской спасательной службы. Сводная группа будет состоять из спасателей Северного, Балтийского, Азово-Черноморского и Каспийского филиалов Морской спасательной службы.

Отряд спасателей Морской спасательной службы ликвидирует последствия аварии, которая произошла на ТЭЦ-3 под Норильском, с 1 июня. В результате повреждения топливного резервуара возникла угроза экологической катастрофы, разлилось более 21 тысячи тонн дизтоплива, значительная часть которого оказалась в реке Амбарная с угрозой попасть в ледниковое озеро Пясино, а затем и в Карское море. Авария таких масштабов впервые произошла в Арктической зоне РФ, в результате чего была объявлена аварийная ситуация федерального масштаба.  

Морские спасатели из Северного и Балтийского филиалов Морспасслужбы фактически первыми прибыли на место катастрофы. Были мобилизованы специалисты, имеющие опыт ликвидации десятков аварий с разливом нефтепродуктов. Главная угроза экологии арктического региона была связана с распространением большого объема разлитого дизтоплива вниз по течению реки Амбарная с угрозой поступательного загрязнения все новых природных водоемов, озер и их прибрежных территорий. Аварийно-спасательная партия ФГБУ «Морспасслужбы», прибыв на место аварии, столкнулась со стремительным распространением нефтепродуктов по руслу реки Амбарная. За короткий промежуток времени ликвидаторы развернули оборудование и приступили к работе. До места, где река разделялась на несколько рукавов и впадала в озеро Пясино, всего несколько сот метров.

Первые боновые ордера были выставлены уже через час после прибытия. К исходу второй ночи было установлено семь заградительных ордеров с обоих сторон нефтяного пятна, выгружено прибывшее оборудование, развернута нефтесборная система и начат сбор нефтепродуктов в береговые емкости. Оперативная постановка боновых заграждений, по оценке экспертов, предотвратила распространение нефтепродуктов по рекам и озерам региона. Главной сложностью для спасателей стали особенности место аварии – труднопроходимая болотистая местность, мерзлая земля. Подъездных путей нет вовсе. Подобраться к любой точке, где работали ликвидаторы, можно только на вездеходе или на вертолете. Все оборудование приходилось переносить без использования спецтехники. Минимальный вес одной нефтесборной системы – 120 кг, максимальный – до трехсот.

Работу спасателей затрудняли резкие изменения направления ветра. Только за первые десять дней ветер менялся с северного на южный пять раз и нефтяные пятна, которые обычно движутся по ветру, постоянно меняли направление своего движения. Спасатели по несколько раз в неделю перебазировали всю используемую технику с одного берега на другой.

До 7 июня 16 спасателей ФГБУ «Морспаслужба» совместно с местными спасателями сдерживали нефтепродукты в секторе русла реки Амбарная и производили откачку накапливающихся вдоль боновых линий загрязнений до подхода основных сил.

К основной фазе сбора разлитого дизтоплива присоединились спасатели компаний «Газпромнефть», «Транснефть Сибирь» и МЧС. С каждым днем количество собранного топлива нарастало в геометрической прогрессии. Если в первые дни спасатели собирали с поверхности воды практически чистое топливо, то впоследствии ликвидаторы стали собирать все более обводненную нефтеводяную эмульсию. Толщина радужной пленки на реке Амбарная уменьшалась с каждым днем. Весь участок реки Амбарная был разбит на сектора. За каждым сектором координирующий всю работу оперативный штаб закрепил отдельный отряд спасателей.  

Из-за агрессивной среды, в которой действовали спасатели, и для максимальной производительности их деятельности, работа шла круглосуточно сначала в три, а затем в две смены. Полярный день позволял действовать и ночью. Чтобы не причинить вред здоровью специалистов, проводилась периодическая ротация.  Также руководством Морской спасательной службы было принято решение увеличить отряд спасателей. К спасателям из Мурманска и Санкт-Петербурга прибыли специалисты из Каспийского и Азово-Черноморского филиалов Морспасслужбы.

За все время операции спасатели Морской спасательной службы выставили тысячи метров боновых заграждений, собрали почти 9 тысяч кубометров нефтеводяной смеси. Общее количество, собранное всеми ликвидаторами, составляет почти 33 тысячи кубометров нефтепродуктов.

За профессионализм и самоотверженность в действиях по ликвидации аварии под Норильском 38 спасателей Морспасслужбы решено представить к государственным и ведомственным наградам.

Сейчас, когда активная фаза операции завершена, спасатели занимаются доочисткой акватории сорбирующими материалами. Кроме того, по-прежнему в работе находятся боновые заграждения в качестве страхующего элемента в районе ликвидации аварии. Используются как простые боновые ордера, так и сорбирующие. Рядом действуют спасатели МЧС, «Газпромнефть». Работы всем еще хватает.

Перед 20 спасателями Морспасслужбы поставлена долговременная задача - очистить всю прибрежную полосу реки Амбарная, следить за акваторией рек и озер, в случае проявления нефтяных пятен ликвидировать их, а также находиться в постоянной готовности при опасности разлива нефтепродуктов оказать необходимую помощь местным специалистам.

Предварительно определено, что спасатели будут разбиты на два отряда по десять специалистов. Один отряд продолжит работу в прежнем секторе. А второй отряд направят выше по течению реки Амбарная, фактически в то место, где топливо попало в воду. В составе отряда по-прежнему будет проходить плановая ротация. Быт команды спасателей налажен. Состояние здоровья у всех хорошее.

Температура воздуха в короткий летний период в регионе находится в пределах 18-20 градусов, что достаточно комфортно для работы. Однако, с приходом арктической осени в этих местах фактически начинается зимний сезон. Отрицательные температуры, сильный ветер, снег. К этому моменту работа отряда должна быть полностью завершена.   


< Назад